Родители учеников начальной школы все чаще приходят на прием к психологу со схожим описанием своего беспокойства: ребенку трудно встроиться в школьную жизнь и коллектив детей.
«Учителя говорят, что он умный, а в тетради одни двойки», «На уроке крутится и отвлекается, не дает работать всему классу», «Все только в работу включились, а он уже устал», «Вроде бы старался в начале, а теперь совсем руки опустил».
К сожалению, в сложившейся ситуации взрослые часто склонны обвинять ребенка: ленив, характер испорченный, не старается.
Давайте разберемся, так ли это?
Каждый год первого сентября родители приводят в школу мальчиков и девочек примерно одного календарного возраста – плюс-минус 7 лет. Им предстоит заниматься по общей программе, рассчитанной на ребенка, мозг которого полностью сформирован для ее усвоения.
Однако каждому человеку присущ свой собственный темп развития, и эти дети могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст.
Первоклассникам, которые пока находятся на пути к созреванию, скорее всего, будет непросто управлять своим поведением в школе. Вполне вероятно, им будет нелегко запоминать необходимую информацию, концентрировать и удерживать внимание на работе, планировать и контролировать свою деятельность. Может случиться, что у такого малыша ко времени поступления в школу будет еще недостаточно развита речь, абстрактное мышление и координация мелких движений.
Естественно, те дети, которые пришли в школу полностью зрелыми, находятся в более выгодном положении уже на старте. Прогноз на обучение оптимистичный: как правило, они схватывают все на лету, занимаются дополнительно языками музыкой и т.д.
Мальчики и девочки, не вполне достигшие так называемой школьной зрелости к семи годам, вынуждены будут работать в режиме перенапряжения, чтобы более или менее удовлетворительно освоить программу.
Есть дети, для которых обучение в общем потоке оказывается особенно трудным.
Мозг этих ребят, конечно же, тоже созреет, но к тому времени, когда это произойдет, другие дети вместе с программой уйдут далеко вперед.
Насыщенная программа не учитывает индивидуальных особенностей этих ребятишек, пропуски по болезни, не дает поблажек при весенней усталости и колебаниях работоспособности. У детей нет возможности остановиться и перевести дыхание, восполнить пробелы или просто укрепить недостаточно твердые знания.
Те ученики, которые не успевают за общим темпом и нарушают школьные требования в силу разных причин, получают больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний. Следствия не заставляют себя долго ждать. Через какое-то время ребята теряют уверенность в себе, приобретая взамен тревожность, страх перед плохой отметкой и наказанием.
Родители и педагоги, к сожалению, редко становятся таким детям добрыми друзьями, которые терпеливо помогают, эмоционально поддерживают и укрепляют веру в свои силы. Чаще всего
взрослые, ожидания которых малыш не оправдал, ругают, наказывают, высмеивают его, ставят в пример более удачливых учеников. Поэтому обидное и болезненное чувство несправедливости происходящего ребенок, как правило, переживает в одиночестве.
Дети, попавшие в такую ситуацию, постепенно теряют веру в себя и надежду на то, что череда их школьных неудач когда-нибудь закончится. Чувствуя себя неуспешными и ненужными в школе, ребята постепенно теряют к ней интерес. Некоторые школьники, защищаясь от стресса дезадаптации, агрессивно самоутверждаются, другие, наоборот, становятся замкнутыми и апатичными.
Как помочь ребенку?
В первую очередь необходима аналитическая диагностика, которая поможет родителям понять особенности развития ребенка и причины его дезадаптации.
Соматоневрологическое исследование направлено на выявление особенностей нервно-психического и физиологического здоровья
Психологическое исследование поможет оценить интеллектуальные возможности ребенка, особенности его эмоционально-волевой и личностной сферы, умственную работоспособность, умение концентрировать и удерживать внимание и т.д.
Педагогическое исследование позволит оценить соответствие усвоенных ребенком учебных навыков требованиям программы, скорость приобретения навыков, их устойчивость, и темп усвоения программных знаний.
Логопедическое исследование необходимо для анализа состояния звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, а так же владения словарем и грамматическим
строением родного языка.
Следующий шаг – определение формы обучения, соответствующей индивидуальным особенностям ребенка. Взрослым, особенно родителям, необходимо позаботится о том, чтобы ребенок проходил обучение в максимально комфортной для него форме. В нашей стране самые распространенные варианты – это классы коррекционно-развивающего обучения и индивидуальное обучение на дому.
Когда-то на Руси было широко распространено гувернерство. В наше время, когда детям необходима помощь, родители приглашают репетитора. И в том и другом случае цель одна – обеспечить индивидуальный подход, для того чтобы максимально раскрыть ресурсы ребенка, сохранив при этом его физическое и психологическое здоровье.
В основе самого гуманного на сегодняшний день подхода в обучении - Монтессори педагогики – тоже лежит личностно ориентированный подход.
В развитых странах Европы, Америке, Японии и Индии широко распространены Монтессори школы, где все дети учатся в собственном темпе, с учетом возможностей, физиологических потребностей и особенностей развития.
Ребенок в такой школе никогда не станет заложником временных границ программы или школьных амбиций родителей.
Благодаря прогрессивно настроенным родителям Монтессори движение набирает силу и в нашей стране. Родители и дети выбирают Монтессори подход, поскольку его ценности на сегодняшний день максимально отвечают тенденциям времени. Современный мир нуждается в свободном, уверенном в себе человеке, который позитивно относится к себе, к людям и миру в целом, который способен стать хозяином своей жизни.