Компании: | 14 963 |
Товары и услуги: | 3 853 |
Статьи и публикации: | 274 |
Тендеры и вакансии: | 42 |
Маркировка основных групп товаров в России будет окончательно внедрена к 2024 году. Табачная продукция была среди первых товарных групп, попавших под маркировку. Сегодня процесс почти полностью завершен. Чтобы оставаться конкурентоспособным, позаботится о подготовке к маркировке нужно прямо сейчас. Что нужно учитывать, как правильно действовать, рассказывает Юлия Русинова, директор по развитию фискальных решений «АТОЛ».
Сроки
Всё началось 1 июля 2019 года, когда производителей и импортеров обязали выпускать только маркированную продукцию, оптовое звено, приобретающее товары у производителей и импортеров, подтверждать получение товаров через ЭДО, а розничные точки – выбывать товар со считыванием кода маркировки с пачки продукции при продаже. Продавать остатки продукции, выпущенные ранее обозначенного срока, можно до 1 июля 2020 года.
Что произойдет 1 июля 2020 года? С этого дня передача прав собственности на товар между оптовым звеном и розничными точками будет осуществляться только при оформлении электронного документа УПД через систему ЭДО. Продажа немаркированных пачек сигарет, передача без ЭДО между участниками оборота в рознице будет под запретом, даже при наличии остатков немаркированных пачек, выпущенных до 1 июля 2019 года. Под маркировку в первую очередь попадает продукция с кодом ТНВЭД ЕАЭС 2402. С июля 2020 года маркировка будет обязательна и для остальных табачных изделий.
Математика следующая: на подготовку есть целых 4 месяца. Достаточно ли их будет? Если вам кажется, что нет, напоминаем, что эксперимент по маркировке табачной продукции был запущен еще в январе 2018 года, а с 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК».
Контрафакту бой
Данные Минпромторга и Росстата гласят: доля контрафакта на российском рынке в среднем составляет 25%, в табачной отрасли показатели немного ниже – 8%. По оценкам других источников, показатель может составлять 23%. Сложившаяся ситуация требует кардинальных решений. И обязательная маркировка стала одним из них и даже уже продемонстрировала свою успешность.
Так, после введения маркировки меховых изделий стало в теневом секторе стало на 20% меньше предприятий. И рынок стал чувствовать себя лучше – розничные продажи меховых изделий в России выросли в шесть раз только за первый год.
Прозрачность системы становится главной силой в борьбе с фальсификатом и контрабандой. Поставка продукции в розничную точку должна теперь сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота. Стало возможно отследить путь каждой пачки сигарет: от производства до торговой точки.
Бизнес-польза
Переход на новую систему оптимизирует процессы, сокращает издержки за счет актуальной информации об остатках, а также помогает отстроить логистику товарооборота.
Несмотря на то, что многие опасались, что маркировка табачных изделий из-за дополнительных расходов скажется на ценах, этого не произошло. Легальным компаниям удается увеличивать прибыль за счет вытеснения с рынка контрафакта. Естественным образом сокращаются издержки, связанные с репутационными рисками и борьбой с незаконными поставками, а значит стоимость маркировки на покупателей перекладываться не будет.
Прибыль растет благодаря увеличению объемов закупок оригинальной продукции, наращивания объемов производства маркированной продукции и роста продаж подлинной продукции.
Проверки и штрафы
Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя). Для компании эти суммы в разы больше – от 50 до 300 тысяч рублей. Немаркированные табачные изделия подлежат конфискации.
При стоимости табачных товаров без маркировки на сумму более 1,5 миллионов рублей, административная ответственность перерастает в уголовную. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.
Путь внедрения
До 1 июля 2019 года всем участникам (кроме оптового звена) нужно было пройти регистрацию в системе маркировки и заполнить заявку на сайте «Честного ЗНАКа». У оптового звена есть время до конца июня 2020 года. Для регистрации понадобится оформить усиленную квалифицированную электронную подпись и установить соответствующее программное обеспечение.
На настоящий момент уже все производители и импортеры наносят на свою продукцию код DataMatrix. Это уникальный шифр, он гарантирует подлинность каждой конкретной пачки сигарет, а также содержит информацию о производителе.
Процесс продажи товара начинается со сканирования продавцом кода DataMatrix, далее формируется кассовый чек, который отправляется оператору фискальных данных. Оператор в свою очередь отправляет чек в ФНС, а информацию о выбытии маркированной продукции в ГИС МТ. При этом важно, чтобы ОФД имел право передавать данные не только в ФНС, но и систему маркировки необходимо подписать с ОФД дополнительное соглашение.
Также необходимо заранее проверить вашу кассу – в конце 2019 в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ ФНС, определяющий реквизитный состав кассового чека при продаже маркированного товара. Действовать он начинает уже с 1 марта 2020. Если при продаже маркированной пачки на чеке напротив данной позиции не появилась [М], а в электронном чеке код идентификации с реализуемой пачки – стоит обратиться к техническим специалистам авторизованных сервисных центров производителей ККТ.
Далее следует проверить, считываются ли вашими сканерами двухмерные коды, при необходимости, их нужно заменить. Цены на 2D-сканеры начинаются в среднем от 3 500 рублей. По нашим подсчетам, переоборудование кассового места в рамках подготовки для работы с маркированной продукцией при наличии УКЭП и годовых лицензий на ПО обойдется вам примерно в 5 000 рублей. Также стоит озадачиться выбором оператора ЭДО, через которого будут приходить электронные накладные от поставщика товара. На сегодняшний день есть большое количество решений, который позволяют это делать, например, продукт нашей компании «АТОЛ МаркОфис».
Подготовке сотрудников розничных сетей и складов нужно уделить особое внимание. Им понадобится время на то, чтобы научиться работать по новой схеме, и на старте возможны ошибки. Избежать их и штрафов можно, если сразу внимательно отнестись к обучению сотрудников работе в системе.
Специфика
При маркировке каждая пачка, каждый блок, обладает собственным уникальным кодом. Продавая блок можно сканировать только код блока, при продаже пачек – код с каждой пачки товара.
Источник: https://www.dv.kp.ru/
На фото: Юлия Русинова, директор по развитию фискальных решений «АТОЛ»
Источник фото: пресс-служба «АТОЛ»